[Иовентин, Еввентий и Максимин, Максимиан; греч. ᾿Ιουβεντῖνος (᾿Ιοβεντῖνος) κα Μάξιμος (Μαξιμῖνος, Μαξιμιανός)], мученики (пам. 5 сент., 9 окт.), св. воины. Пострадали в Антиохии в правление рим. имп. Юлиана Отступника (361-363), по мнению Р. Обера - в нач. 363 г. Рассказ об их мученичестве содержится в Похвальной беседе свт. Иоанна Златоуста, в «Церковной истории» блж. Феодорита Кирского и в «Хронографии» Иоанна Малалы. Юноши И. и М. были щитоносцами императора. Во время одного из пиршеств они стали сожалеть о прошлых царствованиях, когда у власти находились императоры-христиане, и возмущались по поводу приказа окроплять идоложертвенной водой все продукты на рынках. Один из участников трапезы пересказал эти слова Юлиану. Тот обвинил их в оскорблении величества и приказал конфисковать их имущество. И. и М. отвели обнаженными в темницу. Они радовались утрате богатства. Множество горожан приходило навестить их. И. и М. подвергли «жестоким и ужасным истязаниям» (Theodoret. Hist. eccl. III 15), но они не отреклись от Христа. Юлиан подсылал к ним своих доверенных лиц, чтобы хитростью склонить их к идолопоклонству. Т. к. у И. и М. было много единомышленников, император велел казнить их ночью. Св. воины были обезглавлены и тайно похоронены христианами в одной гробнице. По сведениям Феодорита Кирского, впосл. антиохийцы поместили их мощи в драгоценную раку и ежегодно устраивали в их честь всенародный праздник.
Имя М. утвердилось в визант. агиографических памятниках (в т. ч. в Минологии имп. Василия II и Синаксаре К-польской ц.), тогда как в сочинениях свт. Иоанна Златоуста и Феодорита Кирского святой назван Максимином, а в «Хронографии» Иоанна Малалы - Максимианом. Форма имени И. встречается во всех источниках, кроме «Церковной истории» Феодорита Кирского, где он именуется Иовентином. В слав. агиографических памятниках это имя искажено - «Еувенитин» и «Еувентин» (ВМЧ. Окт. Дни 4-18. Стб. 881, 900).
Как следует из вступления к Похвальной беседе свт. Иоанна Златоуста, память И. и М. совершалась вскоре после памяти сщмч. Вавилы, еп. Антиохийского. По мнению исследователей, речь идет о празднике в честь этого святого, к-рый зафиксирован 24 янв. в древнейших календарях, начиная с Сирийского Мартиролога 411 г. В пользу этого предположения свидетельствует упоминание И. и М. под 29 янв. в сир. календаре VII в. из мон-ря Кеннешре недалеко от Эдессы и в одном из яковитских календарей Х в., а также 25 янв. в Моланском и Римских Мартирологах.
В Синаксаре К-польской ц. краткое Житие И. и М. помещено под 9 окт. Под этой же датой их память указывается в большинстве греч. календарей, но в греч. печатной Минее и в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца она перенесена на 12 окт. Свт. Димитрий Ростовский поместил сведения об этих мучениках в составленных им Четьих-Минеях под 5 сент., исходя из того, что память сщмч. Вавилы в более поздних календарях стала отмечаться 4 сент.